Звонки с угрозами, шквал СМС-сообщений, письма с «последними» предупреждениями, явка по месту жительства людей внушительного вида – каждый заёмщик, кто сталкивался с работой коллекторов, знает принципы их работы. Методы сотрудников, собирающих просроченную задолженность, часто находятся на грани закона. Когда речь идет о деньгах, тут обычно не до этики и «расшаркиваний» — нужно любой ценой «выбить» деньги с должника, невзирая ни на моральные, ни на этические нормы. К счастью, микрофинансовый рынок становится всё более цивилизованным и стремится «выйти из тени» противоправных отношений – об этом мы и поговорим в нашей статье.
До 2013 года было лишь 2 способа избежать общения с металлическим голосом в телефонной трубке. Первый — обращаться только в крупные банки, у которых стандарты работы с должниками прописаны во внутренних правилах и протоколах. Второй — гасить кредиты или займы строго и своевременно, независимо от жизненной ситуации.
Но, вот беда, выполнить эти два условия получается не всегда. Как быть, если вам нужно перехватить деньги «до зарплаты» в пределах 10-15 тысяч? Это сфера микрофинансовых организаций (МФО), которые выдают микрозаймы под высокий процент и на короткий срок. А если долг вовремя не погашен, в игру вступают те самые люди — коллекторы, которые всеми правдами и неправдами будут взыскивать деньги.
Бесконтрольная работа коллекторов вредит не только моральному (а иногда и физическому) состоянию должников, но и репутации МФО и банков. Люди, особенно не подкованные в юридических и кредитных делах, перестают обращаться в микрофинансовые компании, боясь последствий.
Поэтому 4 июня 2013 года некоммерческая организация «Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств» (НАПКА), созданная лидерами рынка коллекторских услуг и одно из крупнейших саморегулируемых организаций НП МиР (Некоммерческое партнёрство «Микрофинансирование и развитие») при поддержке Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации разработали «Кодекс этики и Стандарты работы с просроченной задолженностью на рынке микрофинансовых организаций».
Выдержки из положений кодекса этики
Предлагаем вашему вниманию выдержку из ряда положений кодекса:
- Агентство по взысканию задолженности должно быть зарегистрировано на территории нашей страны как юридическое лицо, иметь только штатных сотрудников, прошедших подготовку и не включать в состав правления лиц с неснятой судимостью. Его деятельность должна полностью соответствовать всем существующим законам РФ;
- МФО либо само занимается деятельностью по взыскиванию долгов, либо передаёт эти функции профессиональному коллекторскому агентству на агентских условиях. Также МФО имеет полное право переуступить права требования по выданным микрозайма коллекторам в установленном законом порядке (гл.24 и 43 ГК РФ);
- Системы по обработке персональных данных должников должны быть защищены от нечаянного распространения, намеренного взлома в соответствии с законодательством РФ. Сотрудники должны подписать документ о неразглашении персональных данных. Агентство несет ответственность за конфиденциальность сведений о должниках, их поручителях, и родственниках;
- Агентство должно предоставить по требованию заемщиков сведения о себе, а также всю информацию о задолженности: размере, структуре, сроках;
- Агентство использует законные методы: например, не может беспокоить должника с 23:00 до 7 утра, не может вводить в заблуждение несуществующими последствиями непогашения долга (вас посадят, у вас все отберут и прочее). При работе коллеторского агентства на условиях агентирования, оно должно согласовывать шаблоны телефонных разговоров, образцы рассылаемых СМС-сообщений и писем с МФО;
- МФО для поддержания собственной положительной репутации обязано контролировать качество и профессиональный уровень работы Агентства;
- Ни МФО, ни Агентство не должны унижать человеческое достоинство должника, угрожать его жизни или здоровью, сообщать, что они действуют от имени органа государственной власти (суда, прокуратуры и т.д.). Общение должно осуществляться исключительно на принципах равноправия и закона;
- Должник может подать жалобу на работу коллекторов на сайте саморегулируемой организации, которая обязано на нее ответить не позднее 30 дней.
- И самое интересное – не допускается взимание наличных денежных средств. Теперь у вас не изымут деньги, пока вы сами их не положите на счет Агентства или МФО.
Также вы можете ознакомиться со всеми положениями кодекса в оригинале:
[gview file=»kodecs etiki.doc»]Кто контролирует соблюдение Кодекса и Стандартов и на кого этот документ распространяется?
За соблюдением кодекса следит комиссия, созданная из работников СРО «МИР» и некоммерческой ассоциации «НАПКА». Положения из кодекса носят исключительного рекомендательный характер для членов этих двух организаций, но при этом к нему могут присоединиться любые МФО или коллекторские агентства, работающие в области взыскания просроченной задолженности.
- Оформить кредитку "365 дней без %" Альфа-Банка, бесплатное обслуживание, 1 год без % на любые покупки! Реклама. АО "Альфа-Банк". ИНН 7728168971
Рекомендательный характер Стандартов и Кодекса не позволяет пока отрегулировать весь рынок микрофинансовых услуг, но у потребителя уже есть шанс выбрать ту организацию, которая работает с профессиональными коллекторами. Перед заключением договора будущий заемщик может затребовать информацию о принадлежности микрофинансовой организации к СРО МиР (до 2014 года — НП МиР). Таким образом, можно рассчитывать на человеческое отношение к заёмщику со стороны МФО. Более того, СРО МиР выпустило ряд стандартов, обязательных к применению своими членами, например: «Стандарт работы с обращениями клиентов», «Стандарты работы с просроченной задолженностью». Даже описанный нами Кодекс этики также согласно сайту СРО является обязательным к применению. Так что смотрите внимательно, в какую саморегулируемую организацию входит МФО (это обязательно для любой микрокредитной компании!).
Кстати, федеральный закон от 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» статьёй 15 также описывает особенности совершения действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа). А это уже большой шаг к защите прав должников. Поэтому при совершении противоправных действий со стороны коллектора или кредитора можно апеллировать и к закону РФ и смело жаловаться, благо есть кому.