Содержание
Давайте представим, что вы купили в магазине продукт, а потом обнаружили, что его срок годности закончился. Вы идёте обратно в магазин, достаёте этот продукт вместе с чеком за покупку, и требуете вернуть за него деньги. Заведующий магазином (или администратор) вряд ли вам будет возражать – он примет товар и вернёт вам ваши деньги, извинившись при этом.
При покупке товара дистанционным способом в интернет-магазине, может произойти такой же казус – товар может оказаться поломанным или не соответствовать описанию. И если вы докажете, что товар не то, что вы от него ожидали, то любой нормальный продавец попросит вас переслать его назад и возместит вам его стоимость и понесённые вами затраты, вернув вам деньги на счёт карты, с которой вы делали платёж, т.е. осуществит рефанд.
Рефанд. Что это такое?
Рефанд (от англ. «refund» — возмещение, возвращение) — добровольный возврат продавцом или ТСП (торгово-сервисным предприятием) покупателю платежа, который был произведён ранее по карте для оплаты покупки. Возврат средств обычно осуществляется по просьбе покупателя, но может произойти и по инициативе продавца. Решение о возврате продавец принимает сам, без участия банка.
Причины для возврата денег обратно на карточный счёт покупателя могут быть разные:
- Вам может прийти некачественный товар (некондиция), или вы обнаружите на нём трещину или поломку (например, трещина в экране заказанного вами смартфона);
- Товар может обладать недостатками или его вид может существенно отличаться от того, что вы заказывали (несоответствие заявленным характеристикам и фото на сайте продавца);
- Ваш товар сломался, и вы сдали его по гарантии, а продавец решил в течение 45 дней (максимальный срок, за который по закону ТСП должно заменить товар, его отремонтировать или возвратить его стоимость) вернуть вам деньги на вашу карту обратно.
В первых двух случаях надо «задокументировать» все недостатки товара, сделав его фото, а ещё лучше видео. Съёмку можно начать ещё до вскрытия упаковки или защитной плёнки на всякий случай. Подробности о том, как вернуть деньги за товар, купленный в интернет-магазине, смотрите в этой статье.
Виды возврата денег на карту при оплате банковской картой
Рефанд может быть полный (full refund, когда возвращается вся сумма покупки) и частичный (partial refund, когда происходит возврат только части стоимости).
Полный возврат денежных средств на карту может быть произведён продавцом покупателю за некачественную услугу или товар. В том случае если товар уже получен, то покупатель отправляет товар назад продавцу, а продавец возвращает деньги обратно на карточку. В ряде случаев возврат может быть произведён другими способами – по обоюдной договорённости.
- Оформить кредитку "365 дней без %" Альфа-Банка, бесплатное обслуживание, 1 год без % на любые покупки! Реклама. АО "Альфа-Банк". ИНН 7728168971
В случае частичного возврата средств, продавец компенсирует уплаченную сумму частично. Это имеет место, если полученный товар имеет незначительный дефект, нуждается в небольшом ремонте или когда отправка его обратно нерентабельна (к примеру, стоимость отправки сравнима или дороже стоимости самого товара).
Если продавец отказал в возврате денег?
В случае если продавец отказывается возвращать деньги добровольно, то покупатель может обратиться напрямую в свой банк (эмитент) и попытаться это сделать через чарджбек (сhargeback) – когда сумма платежа списывается с банка-эквайера (получателя платежа) и возвращается покупателю. Продавцу не выгодна эта операция, ибо он получает штраф, теряет деньги за некачественный товар и портит свою репутацию. Кроме того, если продавец работает через торговую интернет-площадку eBay, Аliexpress и др., то при количестве чарджбеков свыше некоторого предела, торговый счет продавца может быть заблокирован.